Эллипсоидная велосипедная передняя звёздочка.
Велосипед экономит силы пешехода. С этим лозунгом не поспоришь. Изобретатели всё равно придумывают системы и приспособления чтобы скорость велосипеда была выше, а затрат энергии было меньше. 20 лет назад я не только познакомился с таким изобретением, но и установил его на велосипед. С тех пор оно исправно служит.
Сначала мы эти звёздочки изготавливали кустарно, потихоньку от мастера на заводских станках с числовым управлением и дома доводили до совершенства. Высчитывали радиусы и модуль зубьев. Лобзиком по металлу облегчали эти самоделки. Хромировали тоже в домашних условиях. Звёздочки получались разные, но вот на фото моего велосипеда оптимальная форма.
Чего добиваются установкой такого приспособления? Когда нога с педалью велосипедиста может сделать максимальное усилие диаметр звёздочки максимальный задействован. При наименьшей нагрузке на педали, как бы холостой ход для работы мышц ноги - диаметр звёздочки наименьший и её легче провернуть. Наибольший диаметр эллипса соответствует наибольшему диаметру стандартной заводской звёздочки, а наименьший соответствует звёздочке в 32 зубчика.
На своём опыте я могу с точностью описать ощущения от использования такого приспособления для велосипедиста. Изначально, велосипедист. крутивший до этого круглыми звёздочками испытывает ощущения явной нагрузки в верхних точках вращения. а в положении с меньшим диаметром нога идет быстрее. Вращение педалей велосипеда для велосипедиста происходит как бы рваными рывками. И вроде бы действительно выигрыш в не производительной фазе вращения педалей. Потом мышцы привыкают к такой нагрузке и наездник уже не чувствует этого рваного режима. Но вот парадокс, если пересадить велосипедиста снова на велосипед с круглыми звёздочками, он почувствует рваный темп вращения педалей снова. Мышцам придётся преодолевать места провала нагрузки запомненные на эллипсоидной звёздочке и как бы снова привыкать к круглой звёздочке.
На моём велосипеде спереди 2 звездочки - эллипсоидная и круглая за ней, круглую почти не видно. По диаметру круглая как наименьший диаметр эллипсоидной. Я в основном использую маленькую круглую звёздочку, а вот если надо прибавить по скорости. то переключаюсь на эллипсоидную. Выигрыш в силе только на ровной дороге или с небольшим подъёмом. Маленькую звёздочку я тоже делал сам из ведущей звёздочки от мопеда. По венцу зубьев я прошёлся токарным резцом, отверстия для крепления сделаны на координатно расточном станке, а серединку выпиливал обычным лобзиком по металлу в тисках. Крепления по толщине и по ориентации относительно педалей рассчитывались на стандартный велосипед Турист. Сейчас не знаю экпериментирует ли кто - нибудь с такими примочками к велосипеду.
Пишите отзывы на статьи внизу странички и посоветуйте о чём вы хотели бы видеть статью в следующем выпуске моего блога. Можно рекомендовать своим друзьям прочтение статьи нажав на кнопки сразу под статьёй социальных сетей и твиттера. Подписывайтесь на ваш почтовый ящик и вы будете получать новые статьи на ваш Mail.
Тоже в начале 90-х установил на свой «Турист» эллипсоидную звёздочку после прочтения статьи в журнале «Наука и жизнь». Но мне удалось её купить заводского изготовления в обычном магазине «Спорттовары». Езжу до сих пор. Наибольший эффект получаю при езде по песку и при подъёме на крутую горку. Во всех остальных случаях вполне хватает стандартной круглой ведущей звёздочки и 5-ти передач. По счётчику «накрутил» 9 000 км.
Всё верно, Киевский опытно механический завод выпускал такие звёздочки
Интересно, много нового для себя узнала!
Велосипед, крайне полезное изобретение,и просто необходимый аксессуар для современного жителя мегаполиса
я даже не подозревала о звёздочках. наверно женщигы не обращают внимание на вещи, котороые непонятны). Но прочитать было интересно
О таких звездочках узнал лет 20 назад. Но отзыв прочел впервые.
Сразу вино специалиста! А я так и не научилась ездить на велосипеде: все время падаю или врезаюсь…
Ничего себе. В жизни не слышал о таких звёздочках. Хотя, велосипедистов среди знакомых хватает.